Девятнадцать лет назад Южная Корея была очень близка к экономическому краху. Тогда азиатский финансовый кризис распространялся как вирус. Он затронул Малайзию, Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии. Многие эксперты считали, что если не удастся уничтожить этот вирус еще на ранних стадиях, возможно, начнется глобальный экономический кризис.
До 1997 года Южная Корея представляла собой хрестоматийный пример экономического роста и стабильности. Когда-то это была бедная японская колония, но во второй половине ХХ-го века Южная Корея невероятно быстро превратилась в процветающую державу благодаря разумным политическим реформам и большим инвестициям в образование. Многие называли Южную Корею «чудом на реке Ханган». К концу прошлого столетия, Южная Корея стала 11-й по величине экономикой в мире. Ее жители имели высокие доходы, наслаждались комфортом, «западным» образом жизни, но летом 1997 года в Сеуле что-то пошло не так. Компании начали разоряться. Оставшись с необслуживаемыми кредитами, одни банки закрылись, в то время как другие перестали давать новые кредиты. Южнокорейская валюта – вона – стремительно падала в цене. Ликвидность исчезла. Зарубежные инвесторы извлекли около 18 млрд. долларов из страны. Сотни тысяч людей остались без работы.
Единственным выходом для Южной Кореи было обращение за помощью в Международный Валютный Фонд (МВФ). В результате Южной Корее был выдан антикризисный пакет в размере 58 млрд. долларов – самый крупный за всю историю всемирной организации. Соглашение с МВФ предполагало осуществление либерализации торговли и движения капиталов в стране, а также реформу рынка труда, реструктуризацию корпоративного управления и многое другое.
Наступил новый кризис, который коренные корейцы до сих пор называют «кризис из-за МВФ». Правительство, не теряя времени на выплату кредит, запустило 5 января 1998 года национальную кампанию, которая показала, насколько сильны чувства патриотизма и самопожертвования у корейцев.
Страсти по золоту
В то время, согласно подсчетам, домашние хозяйства Южной Кореи в форме ожерелий, монет, слитков, статуэток, медалей, подвесок, военных знаков отличия и пр., владели примерно 20 млрд. долларов в золоте. Большая часть этих золотых предметов много значила для людей. Семейные истории и личные воспоминания увеличивали стоимость этого золота сверх его официального курса в глазах людей.
Золото, в конце концов, играет значимую роль для корейцев. Многие семьи отмечают рождение ребенка посредством традиции, которая известна под названием тольджанчхи, когда принято дарить подарки в форме золотых колец из 24-каратногго золота. Золотые ювелирные изделия и часы обычно дарят молодоженам, также как поступают в Индии, Турции и в других странах. Компании часто награждают работников, выходящих на пенсию, золотыми брелоками.
Это покупка золота из любви, как я ее называю. Именно благодаря такой купле повышается спрос и курс золота. Во многих частях мира, ювелирные изделия из золота – это не просто красивое украшение, но также важная форма обеспечения финансовой безопасности. Корейцы очень хорошо знают это. Девяносто лет назад, в 1907 году, корейская империя должна была выплатить 13 млн. вон Японии, что являлось эквивалентом годового бюджета. Чтобы помочь выплатить долг, мужчины бросили курить, а женщины продавали заветные свадебные украшения.
Золото снова пришло на помощь Южной Корее в 1998 году. Около 3,5 млн. людей, почти четверть населения страны, стали добровольными участниками государственной кампании. Люди, и стар и млад, выстраивались в очередях, которые тянулись далеко за пределами пунктов пожертвования. Люди дружно отозвались на призыв помочь своей стране. На желтых ленточках, прикрепленных на одеждах людей, было написано воззвание: «Давайте преодолеем валютный кризис при помощи золота».
Крупные южнокорейские корпорации – «Samsung» (Самсунг), Hyundai (Хендай), Daewoo (Дэу) и др. – приложили свои маркетинговые усилия для распространения информации о кампании. Этому же примеру последовали знаменитости. Ли Чон-бом, молодая звезда бейсбола, обратил на себя внимание всей страны, когда он сдал в помощь стране 31,5 унций золота, стоимостью в более чем 9 тыс. долларов, в форме трофеев и медалей, которые он получил за более чем пятилетнюю карьеру. В среднем, каждый человек пожертвовал 65 граммов желтого металла, или чуть более 640 долларов по тем ценам.
Всего за два месяца было собрано 226 метрических тонн золота на сумму 2,2 млрд. долларов. Все это золото было переплавлено в слитки и своевременно доставлено в МВФ. Хотя эта сумма была каплей в море, кампания по сбору золота стала важным источником финансирования выплат по долгу, не говоря уже о том, что она продемонстрировала патриотизм и единство южнокорейского народа. Купля золота по любви помогла стране полностью выплатить долг в 58 млрд. долларов к августу 2001 года – почти на три года раньше запланированного срока.
Объем вторичной переработки золота повысился на 10%
Южная Корея, вероятно, является самым известным примером страны, которая славится вторичной переработкой золота. По определению Всемирного золотого совета, вторичная переработка золота означает «продажу золота за деньги потребителям или другим агентам цепочки поставок», включая страны. Конечно, Южная Корея не является единственным примером.
Хотя центральные банки в целом уже с 2010 года стали чистыми покупателями драгоценного металла, Венесуэла, например, находится в режиме ликвидации, продав почти все свои запасы золота с марта 2015 года для того, чтобы компенсировать низкие цены на нефть и погасить долги. Хорошо, что у этой социалистической страны есть золото, которое можно продать, поскольку венесуэльские боливары (валюта страны) уже ничего не стоят, поэтому некоторые венесуэльцы используют их в качестве салфеток.
Поскольку драгоценный металл практически не поддается разрушению, все золото, которое когда-либо было добыто, по-прежнему можно найти на рынке в той или иной форме, что делает вторичную переработку важной частью предложения. Уровень вторичной переработки увеличивается во время экономического кризиса, или когда курс золота в валюте той или иной страны растет.
Учитывая, что золото переживает лучшее первое полугодие с 1974 года и, скорее всего, завершит этот год также успешно, как это было в 2010 году, все больше людей берут свои старые монеты и кольца и относят их в ломбард. В течение первых шести месяцев, уровень вторичной переработки вырос на 10%, по сравнению с тем же периодом 2015 года, - как сообщает агентство «Bloomberg».