Легенда о св. Георгии
Непосредственный источник образа и легенды Святого Георгия Победоносца лежит в ближневосточном влиянии греко-римской культуры, где образ герой и победителя, сидящего на коне, широко используется для чеканки монет и созданию барельефов, а также используется в качестве знака имперской власти.
Внимание к культу христианского мученика военачальника Георгия Каппадокийского, жившего в третьем веке нашей эры стало следствием первого Крестового Похода. Вильям Мальмсберийский в «Истории английских королей» описывает появление духа Святого Георгия в битве при Антиохе в 1098 году. Благодаря этому установился культ Святого Георгия среди крестоносцев, а святыня в Лидде – это место, где по сведениям древнегреческой мифологии герой Персей спас Андромеду от злого морского змея – стало местом особого почитания для них.
К XIII веку св. Георгий Победоносец размещался на красном кресте крестоносцев, и это стало частью его иконографии. Его образ представлял собой победу добра над злом. Легенда о нем стала самой знаменитой в истории Средневековья. В Англии он стал святым-покровителем нации, а рыцарский культ Св. Георгия воплотился в формировании ордена Подвязки в 1348 году. Король Эдвард ІІІ осуществил посвящение этого ордена в часовне своего святилища в Виндзорском замке. У ордена была своя символика – значок или драгоценный камень, изображающий св. Георгия, убивающего дракона.
Св. Георгий и Золотой Соверен
В конце лета 1817 года образ св. Георгия был выбран для чеканки на новом золотом соверене. Создал рисунок, которая впоследствии стал одним из самых любимых монетных изображений в мире - Бенедетто Пиструччи, итальянский гравер драгоценных камней, который прибыл в Лондон в 1815 году. Его деятельность в составе Королевского монетного двора стала началом золотой эры нумизматического искусства.
Подход Пиструччи к созданию рисунка отличался от прежнего геральдического стиля (раньше на реверсах располагались по преимуществу государственные гербы, имперские орлы и пр.). Скорее всего, он нашел вдохновение для своего свежего подхода в превосходных «Мраморах Элгина», непревзойденной по красоте мраморной коллекции древнегреческого искусства, которая была привезена в Англию Томасом Брюсом, седьмым графом Элгина в начале 1800-х гг.
Декоративный фриз первоначально украшал Афинский Парфенон. На нем было изображено 400 человеческих фигур и 200 фигур животных, которые принимали участие в оживленной процессии. Благодаря изображению всадников создавалось впечатление движения, изображения их лиц и фигур передавали ощущения мастерства и уверенности, с которыми они легко держали своих лошадей в узде.
Св. Георгий работы Пиструччи подобен этим мраморным скульптурам. Изображенная им лошадь находится в атакующей позиции по отношению к раненому дракону, но при этом беспрекословно подчиняется воле своего господина. Рисунок Пиструччи с обнаженным древнегреческим всадником и лошадью в стиле фриза Парфенона, стал одним из великих образцов классической художественной образности. Как заявил Хамфри Сазерленд в книге «Искусство в монетах» (1955), работа Пиструччи стала одной из самых благороднейших сокровищниц искусства английской чеканки с 1800-х гг. вплоть до сегодняшнего дня. К большой радости коллекционеров, художников и историков, этот рисунок до сих пор находится на Золотом Соверене*.
* В нашем магазине можно купить эту монету:
Золотая инвестиционная монета Соверен, разные годы (Великобритания), 7,32 гр чистого золота, проба 917 - https://zoloto-md.ru/bullion-coins/zolotaya-investiczionnaya-moneta-soveren-raznyie-godyi-%28velikobritaniya%29/