По данным опроса, проведенного агентством «Reuters» в прошлую пятницу, среднегодовой курс платины в 2018 году будет самым худшим за последние десять лет, но в следующем году произойдет его восстановление, и этот металл снова вернется к непривычному отставанию от палладия.
Платина используется главным образом в каталитических нейтрализаторах, уменьшающих вредные выбросы в атмосферу в транспортных средствах, а также для изготовления ювелирных изделий. Текущая цена этого металла упала с отметки более 1000 долларов за унцию до 800 долларов, самого низкого показателя с 2008 года.
Этот металл оказался в ловушке следующих обстоятельств: 1) спекулятивная распродажа, поддерживаемая избытком предложения, 2) проблемы со спросом из-за глобальной торговой войны и 3) укрепление доллара. Все эти факторы способствуют удорожанию этого металла в других валютах, кроме доллара.
Согласно опросу «Reuters», проведенному среди 29 аналитиков и трейдеров, среднегодовой прогноз по курсу платины за 2018 год составит 922 долларов, что станет седьмым годом к ряду с понижением и самым низким среднегодовым показателем с 2005 года.
Однако в следующем году платина должна вырасти в цене, вплоть до среднего показателя в 979 долларов, - отмечают респонденты.
Подобный опрос «Reuters», проведенный три месяца назад, показал, что среднегодовой курс платины на 2018 год составит 983 долларов, а в 2019 году – 1038 долларов.
«В условиях слабых показателей спроса и предложения, потенциал восстановления курса платины будет ограниченным», - сказал Карстен Менке, аналитик «Julius Baer».
«Скандал по поводу выбросов от дизельных автомобилей до сих пор отражается на спросе на этот металл… Между тем, слабость валюты обеспечивает жизнеспособность южноафриканской платиновой индустрии, сокращая расходы в расчете на доллары, а также уменьшая риск закрытия шахт», - сказал он.
Напомним, что спрос на дизельные двигатели, в которых используется больше платины, чем в бензиновых двигателях, обвалился после того, как было обнаружено, что компания «Volkswagen» предоставляла ложные данные по объему выбросов своих автомобилей.
На долю ЮАР приходится 70% добытой платины в мире, и при текущих ценах многие шахты страны являются нерентабельными. Однако ранд упал на 17% по отношению к доллару с февраля, что увеличило доходы добытчиков в отечественной валюте.
Аналитик компании «Standard Chartered», Суки Купер считает, что платина сможет восстановиться, если спекулятивные инвесторы, - которые нарастили крупнейшие чистые позиции в платине на бирже Nymex в течение как минимум двух десятилетий, - сочтут, что цены уже достигли «дна».
«Текущее позиционирование указывает на большой масштаб для покрытия коротких позиций, если цены стабилизируются или данные по спросу покажут оживление», - сказала она.
Опрошенные респонденты прогнозируют, что среднегодовая цена на палладий в этом году составит 1000 долларов за унцию, что лишь на 3% выше по сравнению со среднегодовым показателем за 2017 год, а курс в 2019 году будет равен 1016 долларам.
Палладий в основном используется в каталитических конвертерах для бензиновых двигателей. В прошлом году его курс поднялся на 56% и обогнал платину впервые с 2002 года, но затем упал почти до 900 долларов с рекордного уровня в 1138 долларов в январе.
Опрос, проведенный три месяца назад, показал, что среднегодовой курс палладия в этом году составит 1039 долларов, а в 2019 году – 1040 долларов.
«Мы ожидаем восстановления курса палладия на фоне растущего рынка бензиновых автомобилей и увеличения спроса на развивающихся рынках. Показатели спроса и предложения сейчас не очень хорошие, в особенности, стоит учесть растущий дефицит», - сказала аналитик «Intesa Sanpaolo» Даниэла Корсини.
Материал сайта «reuters.com»