Франсуа Малан написал книгу «Крюгерранд. Золотой Юбилей: 1967-2017 гг.» (Krugerrand. Golden Jubilee), которая была опубликована в 2016 году издательством «Prestige Bullion» для Южноафриканского монетного двора и аффинажного завода Ранд в честь известного события. Ниже приводим перевод второй части восьмой главы этой книги: «Производство и продажа «странной монеты»». Впервые и только на сайте «Золотого монетного дома».
На протяжении многих лет британцы могли коллекционировать только золотые монеты, выпущенные до 1837 года, а принятие Распоряжения по золотым монетам в 1966 году вызвало дополнительные сложности, поскольку Банк Англии потребовал регистрации коллекционеров монет. Коллекционерам пришлось ограничиться четырьмя золотыми монетами, отчеканенными после 1837 года. К 1970 году единственным крупным государством, запрещавшим торговлю золотом своим гражданам, был Советский Союз, где частное владение золотом считалось серьезным экономическим преступлением и наказывалось смертной казнью. Впрочем, это не помешало существовать процветающему черному рынку золота в Советской России.
В 1971 году были наконец-то отменены ограничения для британских граждан относительно накопления золотых монет, создав необходимые условия для продаж Крюгерранда в Великобритании.
В начале 1970-х гг. производство и организация продаж Крюгерранда сталкивались с трудностями и предполагали взаимодействие различных учреждений. Представители Горной палаты, золотодобытчики, производили золото, а затем отправляли его на аффинажный завод Ранда. После того, как золото было аффинировано и к нему прибавлен сплав меди, из него изготовлялись заготовки в соответствии с точными стандартами. Эти заготовки отправлялись на Южноафриканский монетный двор (находившийся тогда в Претории) для чеканки. В журнале «The Economist» за 1974 год сообщалось, что Горная палата платила Южноафриканскому монетному двору 17 британских пенни за каждую отчеканенную монету. Палата затем продавала монеты Южноафриканскому резервному банку по цене на три процента выше средней по сравнению с фиксингом Лондонского рынка золота. Резервный банк затем продает их по цене на восемь процентов выше этой цены и готов скупить их обратно за два процента ниже лондонского фиксинга. Это обеспечивало разницу между ценой на покупку и продажу на уровне 10%.
Стратегия рекламирования Крюгерранда в качестве монеты со статусом законного платежного средства оказалась решающей для продаж этой монеты в Британии, ведь она освобождалась от НДС и наценки за инвестиционную валюту. Это дало ей преимущество перед мексиканским песо и австрийским дукатом; однако Крюгерранд все же облагался налогом на прирост капитала.
С января 1974 года американские граждане получили право владеть золотыми монетами, выпущенными до 1960 года. Это позволило импортировать рестрайки старинных золотых монет из Австрии и Мексики, но не Крюгерранд.
Поправка к закону о международной ассоциации развития окончательно восстановила свободу владения золотом с 31 декабря 1974 года.
В течение первых двух лет после начала продаж Крюгерранда в США, особого ажиотажа не было, поэтому возникло впечатление, что американская публика потеряла интерес к золоту, но затем объем продаж Крюгерранда вырос быстрыми темпами.
Инвестиции в золото были сосредоточены в двух областях в те годы – Крюгерранды и фьючерсы.
Организовать международные продажи Крюгерранда было поручено Международной корпорации золота (Intergold) – дочерней компании Горной палаты, которая финансировалась ее членами-золотодобывающими компаниями. В число шести золотодобывающих компаний, контролирующих Intergold, входили Anglo American Corporation of South Africa Limited, Anglovaal Limited, General Mining Union Corporation Limited, Gold Fields of South Africa Limited, Johannesburg Consolidated Investment Company Limited и Rand Mines Limited.
Главная цель Intergold заключалась в популяризации золота посредством своих филиалов по продаже ювелирных изделий, монет и промышленных изделий. Компания Intergold имела амбициозный план по поводу продаж Крюгерранда, расположив штаб-квартиру в йоханнесбургском «Corner House», а региональные, международные филиалы находились в Женеве, Нью-Йорке, Гонконге, Брюсселе, Барселоне, Токио, Париже, Лондоне, Лос-Анджелесе, Милане и Мюнхене. К тому же компания выбрала первичных дистрибьюторов для продаж Крюгерранда по всему миру.
В 1976 году Intergold запустила крупную рекламную кампанию в США по поводу продаж Крюгерранда. На Нью-Йоркской ювелирной ярмарке была организована выставка, а также соответствующее собрание Американской нумизматической ассоциации. На выставке проводился конкурс на выигрыш Крюгерранда, который будет вручен тому, кто угадает стоимость монет в аквариуме, заполненном Крюгеррандами и охраняемого пираньями. В Лос-Анджелесе и Далласе посетители должны были угадать количество Крюгеррандов в башмаке.
Буклет, изданный Международной золотой корпорацией в 1984 году, наглядно иллюстрировал массовую рекламную кампанию, которую проводил Intergold, несомненно, сыгравшей ключевую роль в успехе монеты на международном уровне.
Вот какие были слоганы по поводу Крюгерранда:
«Это лучший способ владения золотом»
«Не существует несвоевременности в деле покупки золота, а сейчас самое время покупать золото»
«Являются ли ваши инвестиции такими же хорошими, как золото?»
«Добавьте золото к своим активам»
«Инвестируйте в золото»
«Станьте миллионером»
«Может вам стоит взглянуть поверх того, что предлагает Уолл-Стрит, и наполнить вашу инвестиционную программу действительно стоящими активами?»
«В мире золотых монет новые размеры Крюгеррандов стоят особняком»
«Люди не живут только инвестициями в Уолл-Стрит»
«Золото. Основа вашего инвестиционного портфеля»
К декабрю 1979 года, наценка на Крюгерранд по отношению к содержащемуся в нем золоту уменьшилась до двух процентов.
Это дало ему значительное конкурентное преимущество по сравнению с другими золотыми монетами, доступными в то время. Например, наценка у британского Соверена составляла девять процентов, а у старинной монеты США с номиналом в 20 долларов – 17,5%.
Intergold выбрала ряд основных мировых дистрибьюторов, и к апрелю 1984 года их было 20. Среди них были следующие:
Лондон: Johnson Matthey Ltd, Mocatta & Goldsmid Ltd, Samuel Montagu & Co. Ltd, NM Rothschild & Sons Ltd и Sharps, Pixley Ltd.
Нью-Йорк: J. Aron & Company, Mocatta Metals Corporation, Phibro и Republic National Bank of New York.
Канада: Bank of Nova Scotia в Торонто.
Цюрих: Swiss Bank Corporation, Swiss Credit Bank, Union Bank of Switzerland и Bank Leu.
Германия: Deutsche Bank AG, Dresdner Bank AG и Bayerische Landesbank Girozentrale.
Токио: Tanaka Kikinzoku Kogyo K.K., Mitsubishi Corporation и Sumitomo Corporation.
Организация продаж новой золотой монеты была проблематичной в Америке.
Курс золота оставался стабильным, на уровне 160 долларов за унцию, в течение большей части 1975 года. 17 июля 1976 года, за три дня до открытия продаж монеты в Нью-Йорке, цены понизились до 117 долларов, а цюрихские аналитики прогнозировали, что цены достигнут 60 долларов.
Дон Маккей Когхилл, исполнительный директор «Intergold», вспоминал о сложном вопросе, который ему задал нью-йоркский банкир во время начала продаж: «Слушай, я хотел бы узнать, откуда у вас взялась смелость появиться здесь, в самом большом и развитом инвестиционном рынке в мире, и начать продавать Крюгерранд – или как там его – в качестве инвестиционного продукта, когда всего 18 месяцев назад курс золота равнялся 200 долларов за унцию, а исходя из того, какие данные мы получаем из Цюриха, он спустится до 60 долларов?». Ответ Маккей-Когхилла был, как и положено, смелым: «Сэр, именно такие люди, как вы, купите Крюгерранд по нынешней цене, а через полгода, когда курс поднимется до 150 долларов, продадите его нам обратно».
В 1984 году, в соответствии с положениями о контроле торговли, южноафриканским банкам не разрешалось экспортировать Крюгерранды. Однако, покидая Южную Африку, иностранным посетителям было разрешено использовать иностранную валюту для покупки любого количества Крюгеррандов из «Volkskas Bank» в зале ожидания в аэропорту имени Яна Смэтса (теперь он называется международный аэропорт О. Р. Тамбо) в Йоханнесбурге.